А я бы вообще не запрещал шпаргалки. В таком запрете нет никакого смысла, наличие или отсутствие тайных подсказок никак не влияет на уровень знаний экзаменуемого. Пусть даже он принесет с собой целую библиотеку - хороший педагог очень быстро выяснит уровень знаний.
Давайте попробуем разобраться, для чего существуют экзамены? Если верить здравому смыслу, то экзамен - это способ проверки знаний ученика, абитуриента или студента. Именно способ проверки знаний, а не способ ввести в ступор и поставить на грань нервного срыва юного срискателя школьного аттестата.
А в таком случае даже наоборот, на экзаменах с некоторых предметов стоит позволить пользоваться не только справочной литературой, но и просто учебниками. Нет, конечно, не сборниками с готовыми примерами, а обыкновенным учебником, где можно подсмотреть подзабывшуюся формулу, или диалог героя какого-либо произведения.
А дальше все просто...
- Сидоров, вы отлично переписали теорему Пифагора. Да, квадрат гипотенузы равняется сумме квадратов катетов. Скажите, Сидоров, а что такое в данном случае квадрат?
- Э... ы... Это такакая фигура, и там четыре или пять углов...
- Понятно, Сидоров. Я рад, что вы постигаете названия и свойства геометрических фигур, но по экзаменационному вопросу неуд. Ждем вас на следующий год...
Ну или примерно так
.
Следует учитывать, что информационная эра, которую мы наблюдаем вокруг - это главным образом огромное количество проходящей через мозг каждого информации. И важно не столько запоминание, легко найти все нужное за считанные минуты. Важно уметь грамотно и профессионально эту информацию обрабатывать, и на проверку именно таких способностей должны быть нацелены экзамены. Поэтому шпаргалка тут не помешает.
Нет, я не стану спорить, базовые знания нужны и школьнику, и специалисту. Именно такие знания, которые «сидят» в голове прочно, которые не надо сверять ни с какими дополнительными источниками, но это уже совсем другой вопрос.
И так, шпаргалка - не грех. Но вот согласятся ли с таким утверждением экзаменаторы?