Об уме и глупости

Об уме и глупости

Непрочитанное сообщение GrafGo » 29 янв 2014, 14:27

_03.jpg
_03.jpg (32.81 КБ) Просмотров: 4622

"Дурак - это человек, считающий себя умнее меня" Ежи Лец
Давняя мечта психологии и психологов- измерить разум. Существует неимоверное количество тестов для того чтобы измерить возможности разума. Тысячи и тысячи испытуемых ежегодно проходят проверку на Ай-Кью- популярный и спорный тест по определению коэффициента интеллекта. Большую часть тестов объединил американский психолог Векслер. В тесты входят вопросы по тому, насколько испытуемый осведомлен по общим вопросам, обладает ли здравым смыслом, житейским опытом, понимает ли причинно- следственные связи, может ли истолковать поговорки и пословицы, умеет ли решать простые арифметические задачи; толкование слов (оно показывает и словарный запас и наличие рационализма, склонность к резонерству). Тест проверяет способности к абстрактному и понятийному мышлению. В итоге дается определение интеллекта- от "умственные дефекты" до "очень высокий", включая норму (хорошую и плохую), а также "средний уровень".
Может ли умный человек, пройдя этот тест получить невысокую оценку интеллекта? Может, ну не было у человека подобных ситуаций в жизненном опыте. Человек, ведущий кочевой образ жизни с оленями на Севере вряд ли знает об особенностях жизни в мегаполисе, но и городской житель, с точки зрения алеута, глупо будет себя вести в условиях кочевья. Тест Ай-Кью дает представление лишь о разнообразии житейского опыта, о широте понятий и богатстве словарного запаса и ничего о разуме как таковом! У каждого свои способности создавать мысленную картину мира, запутанного, сложного и вечно меняющегося. И на основе это картины человек разрабатывает модели своих действий. Все зависит от глубины понимания, осмысления, трактовки либо величают человека высокоумным и проницательным , либо, молча сострадаем хорошему, в общем, человеку. В зависимости от умственного уровня, от качеств ума, прочитанного, увиденного и услышанного происходит толкование, формируется отношение и производятся действия, несхожие у разных людей.
Пока нет строгого определения, что такое ум. Это важная характеристика, но как ее определить? А если стороны ума можно изучить на примерах его отсутствия? Знания об устройстве мозга добываются на основе изучения душевных болезней. Еще в конце 19 века русский психолог Токарский опубликовал статью" О глупости", как раз исследуя проявления глупости. История человечества, по его словам, это в равной мере история гениальности и глупости. Глупость всегда стремилась воплотить заблуждения, догмы, смешные и трагические условности в нормы и правила. Глупость перегибала палку, доводила представления до абсурда, тем самым помогая осознать их несостоятельность. Следующее поколение их преодолевало и ...придумывало новое. Это- прогресс. И непонятно, возможен ли он без глупости.
"Глупо" и "неумно". В чем отличие? Неумно, писал Токарский ( русский психолог), выпасть из окна, заглядевшись на луну; забыть адрес квартиры или, вместо трамвая, сесть на катафалк. Негативный общий термин- неумно. А глупость- понятие. У нее есть свойства, как у любого понятия. Глупость включает в себя легкомыслие, безрассудство, неосмотрительность, бесцельность, нелепость. Выступает оратор-демагог, обещает заведомо невозможное, сулит несбыточное. Ему никто не верит, сам он знает, что врет, но никто ему не возражает. Это глупость? Нет, политика. Но кто здесь дурак?
Дурак свободен от сомнений. дурак сидит на суку и пилит его же, крепок- то он задним умом. Упав, попробует установить причинно- следственную связь, сам не разберется- объяснят! он теперь дурак с опытом, сильнее и решительнее. Пилить сук не будет, а вот в колодец плюнет. Образование, таким образом только портит глупца, делая его самоуверенным. Зная мало, глупый полагает, что познал все и считает себя обладателем истины. А ведь сомнение- начало мудрости.
С точки зрения современной науки, глупость- плохое регулирование мозгом поведения, нецелесообразные действия, несоразмерность затрат энергии ("Заставь дурака богу молиться- он и лоб расшибет"). Не зря говорят, что лучше иметь умного врага, чем глупого друга. Пути дурака неисповедимы, непрогнозируемы, слабые стоны с просьбой прекратить благодеяние не доходят до его рассудка.
Неудачное планирование обязательных действий, ведущие к цели наилучшим образом,- это и будет глупость. Оценить это можно только со стороны. Дурак, приняв решение раз и навсегда, отказывается от обратной связи- от поправок социума.
С другой стороны, по мнению профессора Пушкина, глупость-понятие схожее с юридической виной. Всегда отыщется сторона , защищающая доводы глупости. Или выясниться неизбежность глупости. Сложность задачи может быть выше жизненного опыта, образования, умственных способностей. И глупостью решение покажется людям способным решить эту задачу лучше или просто по другому.
Так что понятие глупости- лишь результат сравнения решений жизненных задач людьми двух разных умственных способностей. Или различных устремлений. Князь Мышкин, в глазах окружения идиот, но сам он жалеет многих из них за отсутствие разумности. Бравый солдат Швейк- идиот, безнадежный в глазах военного начальства. Но так ли это? Разве Джордано Бруно, взошедший на костер не был глуп в глазах окружающей его толпы?
По словам Флобера, сказанным очень давно, дураки- это те кто мыслит иначе, тем те кто их оценивает. Существует разновидности поведения, глупые при взгляде со стороны, но в своих истоках, причинах их лежит ранее пережитый опыт.
Американский психофизиолог Зелигман в семидесятых годах 20 века провел серию экспериментов, вскрывших еще один феномен работы мозга- обученную беспомощность.
По традиции, начинали с крыс. Их подвергали ударам тока. После неудачных попыток убежать, крысы сдавались. Становились пассивными, теряли интерес к жизни, мирились с подобным существованием. Затем, крыс помещали в условия, где можно было избежать ударов током. Крысы не стали даже пытаться избавиться от ударов. Обученный безнадежности мозг стал неспособен к поиску и инициативе. Не в этом ли причина и того, что многие люди не пытаются что-то поменять в своей жизни после нескольких неудачных попыток?
Эксперименты продолжились на людях. В течении определенного времени испытуемым задавали неразрешимые задачи. Спустя некоторое время выяснялось, что они хуже справляются и с задачами имеющими решение. Мозг обобщает длительные неудачи и сокращает свою активность в поисках новых вариантов и поисков. Вероятно, именно с этим связано нежелание неуспевающих школьников начать хоть что-то изучать.
Глупости нет, каждый по-своему прав. Один- со своей колокольни, другой- со своего шестка, по выражению писателя и психолога И.Губкина. В качестве примера относительности ума и глупости- выступление генерала Гроувза, руководившего разработкой атомной бомбы в конце второй мировой войны. Выступая в Лос-Анджелесе перед огромной аудиторией офицеров и инженеров, он сказал ( в качестве предупреждения о сложностях работы с учеными): Послушайте, у вас будет нелегкая работа. Мы собрали здесь весьма дорогой ценой величайшую коллекцию чокнутых, какой еще не видывал свет! вам предстоит опекать их и трудиться с ними."
Кстати, слово "чокнутые"-это перевод весьма мягкий, в устах славного генерала прозвучало выражение, обозначающее "битые горшки".
Так что глупости, как таковой нет, но есть сотни и тысячи ее проявлений. Размер глупости часто прямо пропорционален широте и размаху ума, его творческой одаренности. Сплошь и рядом ( вслух или молча) этим словом называют поступки друг друга несогласные стороны. И, при этом, обе правы. За каждым решением в жизни, за каждой мыслью ставшей действием (или оставшейся мыслью) стоит огромный аппарат обработки информации. Ситуация окружающей среды, данные самой личности (уровень притязаний, характер, система ценностей, мотивы, прошлый опыт) - все это сказывается на принимаемом решении, его личностной окраске. Психолог Селфридж, в подражание демонам Максвелла, предложил систему, названную " Пандемониум". Демоны Селфриджа- это некие очень активные существа ( ансамбли нейронов), организующие человеческое мышление. Их четыре группы, каждая- объект для изучения на длительные годы.
Первая группа- демоны узнавания предмета, ситуации. Это курьеры, осведомители, художники. Их задача- углядеть и воспроизвести возможно более полный образ предмета о котором размышляют. место расположения этих демонов- правое полушарие. Именно оно схватывает образы внешнего мира в целом, создает их модели. Как часто бывает, что не в силах воспроизвести виденное или слышанное, человек, увидев или услышав это повторно, восклицает, что это ему знакомо.
Вторая группа демонов- демоны выделения признаков. Они препарируют, анализируют, систематизируют, классифицируют. Цельный образ эти демоны расчленяют на важные и второстепенные признаки и передают эти сведения демонам оопознания, хранителям всего имеющегося предыдущего жизненного опыта. Эти демоны обитают в левом полушарии, которое ответственно за рационализм, оперирование знаками и словами. С ними связано умение анализировать.
Третьи демоны- это обитатели обоих полушарий, несомненные каталоги многообразного и противоречивого жизненного опыта и велика ответственность за правильное опознание для одного полушария.
Четвертые демоны принимают решения.
Четыре уровня мышления, каждый исследуется многими и многими физиологами и психологами, физиками и математиками. В каждом ансамбле демонов неисчислимое количество нервных клеток- нейронов. Гигантский и немыслимо сложный аппарат. Психолог Гирфолд выявил более ста факторов интеллекта. Так что такое, после этого, ум, а что такое глупость?
Движенье вверх во имя перемен.
Аватара пользователя
GrafGo
Лидер
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 27 июл 2012, 17:56

Вернуться в Помогите советом

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

© AliceCool.ru         Акции

Конкурсы
для Экзаменов
Книги
Родители
Фото
Репетитор
Творчество
Мои любимцы
Домашние животные
Досуг Игры

AliceCool.ru

Дневник школьника ученица Кулешова Алиса блог проводится конкурс Участвуй!

 

школьный Блог, информационно-познавательный сайт лицея, сайт для студентов. Молодёжный форум, новости, развлечения, консультации

cron
Яндекс.Метрика